Эта статья распечатана с сайта Mama.uz Адрес статьи в интернете: https://mama.uz/text/3ga1.html | |
Игры на развитие мышленияУтро, сын слез с кровати, подобрал тут же валяющийся колпачок от ручки, и игра началась. Вначале колпачок оказался в щели между кроватью и матрасом, потом им заткнулось ухо маме, и, наконец, он полетел в стену. С этого момента и до позднего вечера все, чтобы не попалось в руки малышу, неизбежно окажется пригодным для игры. Игра основная форма существования малыша, она занимает большую часть времени, которую он проводит в состоянии бодрствования. Она важна для ребенка, и сравнить ее можно с работой и хобби в жизни взрослого человека. В игре малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Игра до года Игру младенца можно назвать элементарной. Когда малыш играет с погремушками, рассматривая их, перекладывая из одной ручки в другую, когда роняет или специально бросает на пол, таким образом он знакомится с несложными физическими законами. В этом возрасте ребенку интересно все что шуршит, чем можно погреметь. Дети тянут ручки к мобильнику, по долгу мнут в ручке фантик от шоколадки, или пакет. От года до 2 лет Следующая стадия игры предметная. Теперь малыш проделывает определенные действия с предметами, например, возит по полу машинки, строит домики из кубиков, нанизывает предметы друг на друга. В процессе подобной игры ребенок наблюдает за предметами со стороны. Бросать камушки в лужи и радоваться кругам на воде малыш может часами. Переливать из чайничка в чашечку и обратно хоть целый день. От 2 лет и старше Любимая игра повзрослевших детей ролевая, когда они могут изобразить кого-то, представить себя на чужом месте врача из поликлиники, продавца из соседнего магазина, шофера и т.д. Таким образом, малыш сам становится частью игры. Но ролевые игры также различаются по степени сложности, и чем сложнее игра, тем труднее малышу самому справляться со всеми желаемыми ролями. Ему необходимы партнеры по игре, таким образом ребенок переходит в стадию коллективной игры. Это происходит обычно к тремчетырем годам его жизни. Но до трех лет малыш предпочитает индивидуальную игру коллективной, он еще не умеет достаточно хорошо общаться с другими детьми, ему не требуются сложные стадии игры, пока он довольствуется игрой с предметами. На втором году жизни ребенок становится более крепким физически и более подвижным это возраст его активности и самостоятельности. Малыш ищет контакт с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера. Он уже ходит, точно координирует движения, способен производить некоторые несложные действия. Происходит быстрое развитие речи: словарный запас двухлетнего ребенка достаточен, чтобы общаться со своими близкими и сверстниками с помощью речи. Активные игры для мышц и ума Разумеется, самое большое влияние на развитие ребенка оказывают родители. Разговаривая с малышом, Вы можете направлять его поведение, обучать определенным действиям. Имейте ввиду, что организм малыша еще хрупок и очень восприимчив к внешним воздействиям. Поэтому не плохо, чтобы игры кроме развлечения способствовали еще и закалке. Необходимо постоянно укреплять здоровье ребенка, заниматься его физическим развитием. Игры должны учить детей выполнять различные действия с предметами: возить тележки, усаживать в них игрушки, играть в мяч, скатываться с горки и т.п. Самая главная задача родителей двухлетнего малыша это умение правильно направить энергию своего ребенка. Если ребенок не может сосредоточиться на игре, он не знает, что ему хочется делать в определенный момент, или если он вообще не проявляет должного интереса к играм, родителям следует насторожиться. Постарайтесь исправить обнаруживаемые недостатки малыша, и опять же в этом Вам поможет игра. С помощью игры можно выработать у ребенка качества, которые Вы желали бы видеть в его характере. В процессе игры можно приучать ребенка к труду, порядку, дисциплине. Некоторые родители запрещают малышам слишком активно двигаться как дома, так и на улице. Но подвижные игры на свежем воздухе малышу просто необходимы, как для его физического, так и для психического здоровья. Подвижные игры способствуют совершенствованию мышечного аппарата, помогают ребенку овладевать произвольными движениями, т.е. учат его действовать не хаотично, а целенаправленно. Ограничение малыша в движениях может привести к тому, что ребенок окажется не подготовленным к школьным занятиям, требующим способности сдерживать себя, управлять своими действиями и поступками. Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные правила регулируют поведение ребенка, ограничивают его импульсивность. Известно, что у детей младшего возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому главной задачей родителей на данном этапе развития своего чада будет являться обучение малыша в игровой форме. Преимущество этого заключается в том, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых занятий и способов действия. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают ребенка к творчеству, малыш начинает рифмовать простые слова, сочиняет свои первые стихи. В игре у ребенка появляется тяга к рисованию. Творчество дает маленькому человеку возможность активно познавать себя и окружающий мир, формирует его мироощущение. Многие родители считают, что наиболее важным является развитие речи и мышления у ребенка. Но все же занятия физической культурой не должны быть оторваны от речевой или другой деятельности. Движения малыша вполне могут развиваться в процессе игры. Например, с помощью кукольного театра Вы можете изобразить лес. При этом у ребенка организуется речевая деятельность: покажите ему отрывок из сказки эпизод о зайчиках они поют песенку, затем рассказывают стишки, им угрожает опасность нужно спрятаться, но вот опасность миновала и зайки вновь радостно играют и т.д. Таких движений можно придумать огромное множество, все зависит от воображения взрослого. А после окончания спектакля попросите Вашего малыша повторить те движения, которые ему больше всего запомнились или понравились. Таким образом Вы ненавязчиво заставите ребенка двигаться и задействуете несколько видов памяти. Дома ребенок должен непосредственно развиваться в самых естественных условиях. Режим необходимо соблюдать лишь при организации быта: отдыха ребенка, питания, прогулок на свежем воздухе. Разнообразную игровую деятельность детей организуют в зависимости от их эмоционального состояния, потребностей, настроения, желания и здоровья. Вот, к примеру, игра «Самолетик», в которую можно играть с ребенком, как дома, так и на улице. Возьмите игрушечный самолет, рассмотрите его с ребенком, задайте вопросы: «Что это? Где у самолета крылья? Как он гудит? Куда летит самолет?» и т.д. Затем попросите ребенка изобразить самолет, пускай при этом он побегает по комнате и вместе с Вами повторяет стихотворение А. Барто «Самолет»: Самолет построим сами,Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. После нескольких раз повтора такого занятия малышу понравится игра, и, возможно, он уже наизусть выучит стихотворение. Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только дома, но также и в свободное время на прогулке. Но, если игра совсем не знакома ребенку и требует от него довольно высокого умственного напряжения, малыша следует подготовить к ней. Иначе Вы рискуете вызвать у него негативное отношение к занятиям. Дидактические игры Использование дидактических игрушек или пособий нередко называют игрой: стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку, и считается, что игра состоялась. Но это совсем не так. Развивающая игра это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием при занятии с ребенком. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия. Цель игры всегда имеет два аспекта: В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка. Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для двухлетнего малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Скажем, постучать молоточком починить машинку, или догнать маму и поймать брошенный ею мячик. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые Вы предлагаете ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других выполнить определенные движения, в третьих обменяться предметами и т.п. Игровые действия включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с возможными участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов. Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и конечно же для осуществления игрового замысла. Правила игры Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания ребенка замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Их выполнение требует от малыша определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Но, для того чтобы игра действительно увлекла малыша, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с ребенком родитель вовлекает его в совместную деятельность, делает ее важной и значительной для малыша. Взрослый должен стать как бы центром притяжения в общении. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой, особенно для малышей двух лет. В то же время взрослый организует игру и направляет ее он помогает ребенку преодолевать затруднения, одобряет его хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил, но и указывает на ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей участника и организатора важная отличительная особенность развивающей игры. Развивающая игра Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы у ребенка. Кроме того, многие игры учат ребенка действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности. Малыш всегда стремится к чему-то новому, необычному, веселому. Поэтому для ребенка второго года жизни наиболее результативными будут игры-забавы. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Обучающая задача такой игры обычно занимает ребенка и не требует от него особых усилий. Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и их синтез в едином представлении. Вот пример одной из таких игр, которая называется «Что на картинке?». Цель этой игры научить ребенка самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка. Материалом игры является предметное лото, которое состоит из карт. На них изображены знакомые ребенку предметы бытового окружения. Это может быть одежда, посуда, мебель, игрушки и т.д. Они обязательно должны быть изображены реалистично и красочно. В начале игры Вы раскладываете перед ребенком картинки и, рассматривая их, говорите, что на них изображено. Затем перемешиваете все карточки и раздаете их малышу. Он должен еще раз внимательно посмотреть на них, затем попросите, чтобы он дал Вам карточку с тем предметом, о котором Вы попросили. Не торопите малыша, пусть он хорошо подумает и наверняка укажет на верную карточку. Интерес малыша к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом. Кроме того, привлекательной для него является возможность применить свои знания, приобретенные в более раннем возрасте. А Ваше одобрение только может вселить в него уверенность и принести радостные переживания. Эта игра развивает речь малыша, способствует развитию образного мышления, воображения и его познавательного развития. Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. А для этого важно искренне любить ребенка, поддерживать его стремление к личной свободе и радости существования. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что он может, когда сам этого захочет, активно проявлять себя, а взрослые уделяют ему внимание, несут душевную теплоту и спокойствие, привлекают к разнообразной деятельности, помогают, хвалят, дают возможность не только играть со сверстниками, но и побыть одному. Ребенок должен иметь свои любимые игрушки, вещи, маленький коврик на полу или какое-то другое пространство, где он мог бы один поиграть со своими игрушками, отдохнуть от окружающих, когда ему этого захочется. Автор: Алла Дзюрич При использовании материалов сайта гиперссылка на Mama.uz обязательна Использование фотоматериалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта. По вопросам сотрудничества обращайтесь по адресу papa@mama.uz © 2004—2024 Mama.uz |